СВОБОДА И СТЕПЕНИ НЕСВОБОДЫ
Данный материал важен для понимания и осознания любым индивидом любого статуса и положения в обществе. Нет различий, верит ли он Богу, верит ли он в Бога или атеист. Можно заблуждаться по праву Свободы Воли, но динамика жизненных процессов выявит заблуждение – все тайное, рано или поздно, становится явным.
Кроме того, уже встречаются умозаключения о том, что у определенной части населения планеты Земля, произошли генетические изменения, вследствие чего не происходит проявления такого качества психики, как Совесть. То есть не проявляется генетически обусловленный творческий потенциал индивида. А потому, стоило бы прочитать до конца излагаемые здесь мысли, хотя бы с той целью, чтобы определить свою позицию сознания и свое «местонахождение». Непонимание Сути понятий Свободы и Воли приводит к непониманию происходящего, закабаляет индивидов невежеством и заблуждениями. И главное — лишает Свободы и часто подавляет Волю, без которой невозможно обрести Свободу.
Каждый Человек cвободен в выборе информации и волен распоряжаться ею по своему усмотрению, задавая/вырабатывая определённые алгоритмы своего поведения. И ему всегда дана в этом помощь и содействие… и в этом процессе он может взрастить себя до Любви.
Свобода в современной культуре общества
Во многих культурах и у разных народов есть аналог слова свобода, однако, как гласит одна притча: «слово луна — это лишь палец, указующий на Луну…».
Это можно истолковать (объяснить), как — не за всеми словами стоят объективные образы в психике человека. Эти аналоги далеко не всегда указывают на объективные явления в нашей жизни, а если добавить к этому то, что в русском языке нет полных синонимов, то и подавно.
Freedom — свобода, liberty — воля, вольность (к Воле мы ещё вернёмся, но уже не как к синониму, а как к отдельному понятию и составной части Свободы в самом широком смысле).
Несмотря на присутствие слова «свобода» почти во всех языках мира (а может и во всех), не всегда оно в людских психиках несёт один и тот же образ, одну и ту же картинку.
Стоит указать и на то, что каждое слово изначально является кодом, лексическим выражением образа какого-то явления. А в русской традиции изрядная доля слов являлась аббревиатурами и слово С-Во-Бо-Да — одно из них. Отчасти, это позволяло упаковывать смысл и задействовать гораздо бОльшие пласты информации при общении. А отчасти это выполняло сакрализацию явления, которое стоит за этим кодом и которое сегодня является объектом нашего исследования.
Понятие Свобода часто ассоциируется с термином «независимость», который в свою очередь в психике большинства людей включает в себя следующие компоненты: свобода слова, свобода выбора, свобода собраний, свобода информации (печати), свобода передвижения и т.д. И практически не содержит ограничивающих элементов: обязанность, ответственность, мораль, совесть, стыд… или это всё остаётся в умолчаниях.
В рамках демократических процедур (демократия дословно переводится как власть народа) это часто становится объектом спекуляции и политической борьбы. Это становится возможным в том случае, если толпа не вызрела до народа.
«Толпа — собрание людей живущих по преданию и рассуждающих по авторитету» (Белинский)
Народ, а не абстрактное «народонаселение», понимает процессы, происходящие в обществе, и несёт, хотя бы на бессознательных уровнях психики, понимание некой теории управления, на основе которой „Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из оного глубокие предположения, часто оправданные временем, но невозможно ему предвидеть случая — мощного, мгновенного орудия провидения“(А.С. Пушкин)
Источник
«Свобода — состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, то есть они не обусловлены непосредственно иными факторами, в том числе природными, социальными, межличностно-коммуникативными и индивидуально-родовыми».
В этом определении наличествуют некоторые объективные закономерности, однако, сделан ложный вывод, что Свобода, а вернее её рамки, не обусловлены этими закономерностями. Лукавит источник в Википедии, поскольку состояние субъекта всегда обусловлено (даже если он спит), объективными факторами.
Среди прочих определений, можно выделить понятие свободы, которое даёт философия: «Свобода определяется как состояние субъекта, при котором он может самостоятельно определять свой жизненный путь, свои цели, мнения и средства»
Воздействие же факторов (объективных закономерностей), оказывающих своё влияние на выбор человеком того или иного решения, здесь оставлено в умолчаниях.
Три уровня несвободы
Свобода слова, свобода передвижения, свобода выбирать и быть избранным, является во многом фикцией и иллюзией Свободы. Их реальная НеСвобода состоит не в ограничениях на перелёт с одного места на другое, не в возможностях высказывать, то или иное мнение, не в праве голосовать с определённой периодичностью и за определённого кандидата, не в «религиозных» гонениях и прочем подобном, а в нормах нынешней культуры, которые блокируют генетически обусловленный творческий потенциал через трёхуровневый механизм несвободы.
Первый уровень несвободы
Индивид не может сам осваивать знания. Ни те, которые уже есть в культуре, ни вырабатывать новые. Он освоил какую-нибудь массовую профессию, требующую минимума каких-то знаний и умений. Такие профессии обычно оплачиваются более чем скромно, поэтому люди чаще всего не имеют свободного времени, вынуждены много работать, зарабатывая на хлеб насущный. Перейти на другой уровень профессиональных компетенций им сложно, поскольку для того, чтобы осваивать новые знания через существующую систему образования требуются время и другие ресурсы, а их нет.
Кроме того, некоторые сами закрывают себе путь к самостоятельному освоению знаний тем, что мыслят по стереотипу: «у меня же нет высшего образования, или я же плохо учился в школе, или для этой профессии нужен особый талант».
Этот стереотип поддерживался в обществе и воздействовал на каждого с самого раннего детства. Помните, всем в школе говорили примерно такую фразу: «учись хорошо, а иначе ничего не добьёшься».
Однако, ситуация нынче меняется и сегодня в культуре уже есть информация о том, что каждый может реализовать себя, как посчитает нужным, но при этом пока довольно мало путей «социальных лифтов», позволяющих реализовать это право каждого.
Некоторые в обществе, применив к себе роль «маленького человека», и сидят перед экранами разного рода, впитывая объяснения «мужчин в галстуках» о том, почему в очередной раз «ЖКХ подорожало». А по другому экрану, им уже другой «авторитет» рассказывает, как нужно жить, куда ходить, что носить, что есть и пить. На такое состояние несвободы очень хорошо ложится «культура умеренного пития», ведь внутренняя неудовлетворённость есть, а путей выхода не видно.
Со временем все, кто «успешнее», богаче, становятся «авторитетами». Их слова, поступки становятся стереотипами мышления индивида, которые важнее его собственных размышлений. Так постепенно человек вырастает в существо мало отличное в большей части ситуаций его жизни от биоробота, который живёт по программам, впитанным из окружающей культуры, либо вообще недорастает и до этого, удовлетворяясь животными побудками, лишь под давлением окружающих сдерживаясь в рамках каких-то приличий.
Такие люди наиболее управляемы, не доставляют хлопот тем, кто взял на себя ответственность за управление процессами общественной значимости. Они голосуют «как надо», покупают «то, что скажут», ведут себя «так, как покажут». Таким образом, они максимально несвободны.
Второй уровень несвободы
На этом уровне находятся люди, освоившие «престижную» профессию, которая их кормит, причём кормит хорошо, так, что имеется и свободное время, и свободный ресурс для того, чтобы развиваться. На этот уровень попадают разными путями. Чаще всего это дети, родители которых постарались, чтобы их чадо освоило некий объём знаний, необходимый для такой профессии, либо постарались устроить их на «тёплое местечко», которое и обеспечивает хороший доход при минимуме временных затрат.
Тем не менее, от людей с первого уровня несвободы они отличаются лишь реализованной возможностью занять «престижное место». Самостоятельно осваивать знания, либо вырабатывать новые они также не умеют. Однако, у них в отличие от людей с первого уровня, имеется возможность заняться работой над собой, чтобы развить в себе способность к самостоятельной выработке новых знаний. Для того, чтобы этого не произошло, для них сформированы определённые стереотипы поведения — дорогие авто, шопинг, развлечения, «современное искусство», следуя которым, человек растрачивает свой потенциал и так и не выходит на понимание процессов, в которые он оказывается вписан.
К тому же многие из них не пользуются такой возможностью потому, что либо считают, что они достаточно развиты и поэтому занимают такое высокое положение, либо пользуются благами своего положения, не считая нужным заниматься саморазвитием.
Случаются такие ситуации, когда человек «вылетает» со своего места (по разным причинам), и попадает на первый уровень несвободы потому, что ресурсов больше нет, а осваивать новые знания он так и не научился. И такие ситуации закономерны. Это обратная связь от мироздания тем, кто имел возможность, но не воспользовался ею. Это также обратная связь тем, кто находится на том же уровне, но которого пока не коснулась эта трагедия.
Безусловно, в обществе созданы условия, чтобы методологией познания не овладевали широкие массы. Система образования «для всех» не заточена на это. Более того, культура мышления, позволяющая овладевать методологией познания, формируется и поддерживается в достаточно ограниченном, узком кругу, попасть в который можно лишь самочинно. Однако то, что не у всех есть возможность обучаться и перенимать опыт наставников, не закрывает дорогу к формированию такой культуры мышления самостоятельно, а в какой-то мере и позволяет обрести свободу, не заходя на третий уровень. У рассматриваемой группы есть всё для того, чтобы овладеть навыками выработки знаний, которые позволят им стать по-настоящему свободными.
Для этого необходимо овладевать диалектикой жизни.
- «Диалектика — искусство постижения истины путём постановки определённых вопросов и нахождения ответов на каждый из них».
И придерживаться «единственной религии», которая не подавляет Волю и даёт Свободу.
Единственная религия — это диктатура совести, а человек состоявшийся — это осмысленная воля, подчинённая диктатуре совести.
Как раз этой диктатуры и нет у людей, находящихся на всех уровнях несвободы. Важно понимать, что человек, живущий по-Совести не может не любить, потому что совесть обеспечивает бесконфликтное самоуправление индивида в ладу с Божьим Промыслом (наивысшей объемлющей системой управления), космосом, биосферой и другими людьми, живущими по-Совести, при этом защищая от козней тех, кто ещё несвободен, а значит индивид соучаствует и сочувствует Творцу, который Любит этот мир, как и любой Создатель безусловно любит своё чадо.
Третий уровень несвободы
На третьем уровне несвободы находятся те, кто освоил навыки выработки новых знаний. В более простом виде это звучит так: овладел методологией познания и творчества. Обычно на основе этого их деятельность приносит достаточно ресурсов, чтобы иметь материальный достаток (или даже излишек) при наличии свободного времени для реализации своего творческого потенциала. Многим из них даже могло показаться, что они всемогущи, ведь при их навыках управления и ресурсах практически любые их проекты воплощаются в жизнь.
Такое положение вещей даёт иллюзию абсолютной свободы, но это лишь иллюзия. Ведь даже если некоторые из них находятся на внешнем управленческом контуре, представленном людьми, то не нужно забывать о Всеобъемлющем Наивысшем Управлении, которое мы называем Богом. Бог определил замысел мироздания, задав в нём границы попущения, где и пребывают многие из тех, кто не ориентируется в своей жизни на этот замысел. Для того, чтобы люди могли понимать, в каком направлении им лучше двигаться, Всевышний предусмотрел канал связи, который называется Совестью.
Для атеистов: с позиций теории управления всегда есть «наивысшая» объемлющая реальность; в кавычках, поскольку Мироздание нам известно до определённого уровня и эта, неизвестная всегда будет выполнять роль объемлющей система управления, задающей ограничения для всех вложенных систем, а также имеющей (как и любая система управления) прямые и обратные связи (то, что мы называем Совестью — является каналом связи с этой всеобъемлющей духовной реальностью всех обладателей разума).
Если люди в своих делах не руководствуются Совестью, то жизнь может обрушить все достижения, поломать все планы, ведь только Бог властен над обстоятельствами в полной мере. Люди, вышедшие на методологию познания, не руководствуясь Совестью, ограничены обстоятельствами, которые возникают вокруг них, если их деятельность не сонаправлена с Замыслом. И в этом они несвободны. Их демонизм не даёт прислушаться к голосу Совести, считая это слабостью или вообще каналом нереальным, иллюзорным.
Что же понимать под Свободой?
Всё освещённое в разделе об уровнях несвободы базируется на режимах функционирования психики вида Человек разумный, которые ещё назыаются типами строя психики.
Дело в том, что, отрабатывая инстинкты и рефлексы (самосохранения, продолжение рода, стадно-стайный, материнский, инстинкт охотника и др.) бездумно, автоматически или упиваясь собственным разумом, без оглядки на Совесть — мы находимся в режимах функционирования психики, далёких от оптимального для нашего вида, чем и удерживаем себя в несвободе трёх описанных выше уровней.
Современное общество раздроблено и невежественно в вопросах социологии, фрагментировано по профессиональному признаку и по социальному статусу, что мешает людям освободиться от оков формальных норм и правил в пользу совести, под диктатурой которой возможно обрести реальную, а не мнимую свободу, обрести то, что можно было бы назвать свободой воли. Казалось бы, два слова синонима (в украинском воля — это синоним свободы, об этом — ниже), а какой смысл несёт их словосочетание?…
Свобода воли — это когда воля индивида подчинена диктатуре (именно диктатуре) совести. Почему диктатура связана со свободой, подумаете вы? В нынешнем обществе, чтобы жить по-Совести нужно быть очень волевым человеком, поскольку каждый из нас — дитя нашей порочной культуры, и когда индивид сможет без усилий воли всегда поступать по-Совести, тогда он и обретает свободу воли. Когда по-Совести жить ему становится естественно.
Здесь уместно будет упомянуть, что совесть в дореволюционной традиции считалась врождённым религиозным чувством (то есть неким каналом связи человека с Богом — наше пояснение). Есть мнение, что слово С-Во-Бо-Да когда-то было многосоставным и ныне это аббревиатура — Совестью-Водительство-Богом-Данное.
Термин Бог требует ещё одного дополняющего уже сказанное пояснения, необходимого как для тех, кто убеждён на основе «научных данных» в том, что Бога нет; так и для тех, кто убеждён на основе того или иного вероучения в том, что Бог есть.
Представления о Боге как о Высшем Разуме наиболее наглядно предстают в понятиях об уровне и иерархиях интеллекта во Вселенной. Для Бытия характерно наличие разноуровневого интеллекта. При этом более высокий уровень непознаваем с более низкого. Начнём с нуля. К нему, за исключением искусственного интеллекта, относится, как минимум, вся неорганическая материя. Камень не может получить информацию извне и провести, исходя из неё, те или иные собственные видоизменения. Если мы возьмём произрастающий на огороде кочан капусты, то это принципиально иной уровень. Он получает массу информации извне: освещённость, температура, влажность, наличие в почве питательных веществ и т.п. На основе этой информации меняются расположение листьев, густота и длина корней и многое другое.
Однако животный мир, к примеру, коза, не входят в круг «представлений» кочана капусты об окружающем его мироздании. Для него этот уровень организации Вселенной непознаваем в принципе. И когда коза отщипывает у него листочек, то для него это — некий эквивалент вмешательства неведомых ему сил, вмешательства Свыше.
Помимо животного мира в Мироздании представлен и более высокий уровень интеллекта — Человек Разумный. Понимание его сути недоступно для животного мира, хотя он фиксируется ими на уровне материального объекта. Предположение о том, что Человек в этой обозначенной нами иерархии интеллекта является вершиной Мироздания, выглядит примитивным и неестественным. Такие представления можно сравнить с докоперниковскими взглядами на материальное устройство Вселенной. Земля в центре — вокруг нее всё вращается. Более логичным представляется взгляд на Человека, как на один из подуровней Глобального Вселенского интеллекта, над которым стоит более высокий уровень. Он непонятен и непознаваем нами, и в этом не наблюдается ничего странного, если иметь в виду, пусть и примитивную, аналогию с кочаном капусты. Этот более высокий уровень Вселенского интеллекта и называется Богом, или Высшим разумом.
Сила воли и свобода воли
Для того чтобы преодолеть заблуждения и порочные стереотипы поведения, на наш взгляд, необходимо непрерывное самообразование и развитие человечной культуры — культуры, в которой к началу периода полового созревания у человека в психике доминировала бы компонента Совести в большинстве жизненных ситуаций, а воля индивида, подчиняющая его поведение Совести, была бы в достаточной мере развита в процессе школьного обучения посредством физической культуры, развивающих игр и образовательных программ, не наносящих телесный и психический вред ребёнку. Всё это требует определенной культуры мышления и невозможно без постоянной работы над собой, без Свободы и без Любви.
Свобода – это осознанная необходимость (что в нашем понимании является волей при условии, что необходимость и целесообразность не противоречат друг другу).
Непонимание этого способствует развитию искаженной картины мира и смысла жизни, что в свою очередь накладывает большие издержки на всю деятельность человечества».
Желаем всем выйти на единственный уровень Свободы, раскрыть свой творческий потенциал, обретя Свободу Воли — Любовь.